О доверии врачу дерматологу

За последние годы опубликовано множество научных работ в сфере медицинской психологии, которые изучают степень приемлемости врача пациентам. Как известно, именно степень приемлемости врача пациентам влияет на успешный результат лечения. Доктора в западном обществе возглавляют списки профессий, которые вызывают у людей наибольшее доверие!

Мы знаем, что если пациент доверяет врачу, он быстрее выздоравливает. Последний отчет, который был опубликован в журнале «General Hospital», подтверждает именно эти выводы – доверяющий врачу пациент выздоравливает значительно быстрее.

Еще в начале ХХ века Вересаев в своих нашумевших «Записках врача» говорил о том, насколько важно доверие к медицине, доверие к врачу в целом.

Невыполнение пациентом назначений, рекомендаций врача – существенная проблема современного общества. В зарубежной литературе появился такой специальный термин «уступчивость» – насколько пациент уступчив к назначениям врача, насколько он готов их выполнять. Иногда мы называем это приверженностью к назначениям. Фармакологические концерны, врачебные ассоциации работают над тем, чтобы упростить алгоритм лечения, упростить алгоритм взаимодействия с пациентом, чтобы пациенту было намного проще выполнять рекомендации врача, чтобы он мог их четко придерживаться – только в этом случае мы можем гарантировать конечный успех лечения и выздоровления пациента.

Как известно, доверие к медицинском учреждению обеспечивается компетентностью, репутацией учреждения, ресурсами, качеством менеджмента и многими другими факторами. До недавних пор стиль взаимодействия пациента с врачом заключался в том, что пациент безоговорочно доверял доктору принятие решения в отношении своего здоровья и путей решения медицинской проблемы.

Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание».

Четыре модели отношения между врачом и пациентом

На сегодняшний день медицинская психология говорит о том, что существует четыре наиболее распространенных модели отношений между врачом и пациентом. Первая – информационная – врач совершенно бесстрастно излагает информацию, пациент также бесстрастно ее выслушивает. Следующая модель – интерпретационная – врач излагает, интерпретирует и убеждает, пациент принимает точку зрения. Третья модель – совещательная – врач и пациент имеют большой кредит доверия друг к другу, врач излагает, пациент выслушивает, и они вместе принимают решение и несут за него ответственность. И четвертая модель – патерналистская – врач выступает в роли опекуна.

Наиболее оптимальная модель общения пациента с врачом, с точки зрения ожидаемого положительного результата исходов лечения, это, безусловно, модель совещательная, когда врач и пациент выступают в качестве партнеров, которые вместе принимают оптимальное решение. К сожалению, на сегодняшний день большинство пациентов ожидают от нас патерналистской модели поведения, когда врач выступает в роли опекуна, самостоятельно решает любые возникающие вопросы, принимает решения и несет за них ответственность. От такой модели отходят в странах с развитым уровнем оказания медицинской помощи, потому как давным-давно доказано, что пациент и врач в равной степени несут ответственность за здоровье пациента и совместно реализуют программу здоровья.

Врач не должен заставлять, врач должен помогать.

Взаимное доверие и уважение – залог успешного результата лечения любой медицинской проблемы. Уважение подразумевает признание человека как личности. Только совместными усилиями, на взаимном уважении и доверии друг к другу, мы можем достигнуть вместе с Вами наиболее оптимального результата лечения.

Консультация
On-line